Воскресенье, 19.05.2024, 22:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории каталога
Разное [11]
Двигатель [9]
Ходовая [3]
Дизайн [9]
О гонках [4]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Racing Club Respect (TOP15)
Всего ответов: 503
Мини-чат
Главная » Статьи » Двигатель

Чип-тюнинг
Что такое чип-тюнинг? Чип-тюнинг – это изменение характеристик двигателя автомобиля с помощью перенастройки калибровок программы блока управления под конкретного водителя, учитывая его пожелания и реализуя скрытый потенциал мотора. Прежде чем рассмотреть тему изменения программы управления двигателем, разберемся, что такое программа управления вообще. Серийная программа должна учитывать параметры конкретного автомобиля: его массу, фазы газораспределения, особенности систем впуска и выпуска, передаточные числа трансмиссии и другие. Стандартная программа управления отражает компромисс между противоположными качествами: экономичностью и динамикой, эластичностью и приемистостью, экологией и мощностью. Основные характеристики двигателя определяются его механической конструкцией. Так, не рекомендуется подвергать чип-тюнингу двигатели, в которых распределительный вал приводится ремнем.

Производители современных автомобилей намеренно занижают мощность двигателя. Это позволяет растянуть межсервисный пробег без заметного снижения ресурса. Чип-тюнинг задействует все скрытые резервы двигателя, но также обяжет вас более строго соблюдать все правила его эксплуатации. Более мощный мотор провоцирует водителя к агрессивному стилю вождения, который приводит к избыточному износу двигателя. Силовой агрегат, подвергшийся тюнингу, особенно требователен к четкой работе систем смазки, охлаждения и др.

В каждом крупном европейском городе существует как минимум одна фирма, специализирующаяся на chip-tuning, задачей которого является увеличение мощности и крутящего момента. Особенность состоит в том, что изменение характеристик мотора (мощности, крутящего момента, ограничения максимальных оборотов и максимальной скорости) достигается без каких-либо механических переделок (расточки цилиндров, увеличения хода поршня и т.д.). Единственное условие: автомобиль должен быть оснащен электронным блоком управления двигателем (ECU – Engine Control Unit), который, собственно, и подвергается доработке. ECU – это своего рода автомобильный компьютер. В этом компьютере есть чип (chip) – микросхема памяти, в которую заложена программа управления двигателем. Силовой агрегат каждой марки и модели современного автомобиля работает по собственной программе.

ECU руководит работой двигателя, то есть формирует управляющие сигналы для исполнительных устройств систем подачи топлива, зажигания и турбонаддува согласно информации, получаемой от датчиков числа оборотов и положения коленчатого вала двигателя, расхода воздуха и т.д. Изменяя эти параметры, можно корректировать работу двигателя. В атмосферном (не турбированном) бензиновом двигателе в цилиндры можно подавать больше топлива, устанавливать другой (более высокий) угол опережения зажигания, изменять режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов, менять значение ограничителя оборотов и т.д. В турбированном двигателе кроме вышеперечисленного можно управлять моментом включения турбонаддува и его максимальным давлением. Неподходящими вариантами для сhip-tuning являются моноинжекторные двигатели и некоторые двигатели с системой впрыска KE-Jetronic.

Немного теории
Мощность – это работа, которую двигатель может выполнить за единицу времени. Эта величина, как правило, прямо и почти линейно зависит от оборотов. Чем сильнее мы раскручиваем двигатель, тем большую мощность получаем. Но возможности двигателя не безграничны, тем более что на его максимальных оборотах значительно ухудшаются продувка, наполнение цилиндров топливовоздушной смесью и резко возрастает износ всех движущихся частей. Поэтому производители вводят ограничение (так называемую отсечку) на предельные обороты двигателя. Эта отсечка устанавливается в программе блока управления и при чип-тюнинге может быть сдвинута в сторону более высоких оборотов или убрана совсем. Величина сдвига определяется прежде всего способностью самого двигателя "вращаться" быстрее (разумеется, до определенных пределов). В любом случае показатель мощности при этом возрастет. Почувствовать такую прибавку смогут лишь те, кто готов, не жалея двигателя, раскручивать его до предела.

Для повседневной эксплуатации гораздо более важный показатель – крутящий момент. Он позволяет машине с самым простым дизелем стартовать не хуже, а порой даже лучше аналогичной машины с бензиновым двигателем в 1.5–2 раза большей мощности. Двигатель с большим крутящим моментом гораздо эластичнее, что позволяет реже переключать передачи. Ездить на таком автомобиле гораздо приятнее. В атмосферных двигателях крутящий момент увеличивают за счет более точного управления зажиганием и впрыском. Учитываются два параметра – скорость горения топлива и обороты. Задача – обеспечить максимально позднее зажигание при условии полного сгорания топлива в цилиндре. У турбированных двигателей есть еще возможность управлять давлением наддува, что дает ощутимую прибавку КПД.

Прежде чем приступить к проведению чип-тюнинга, рекомендуем узнать, возможно ли в принципе изменить программу ECU в вашей машине. Некоторые автомобили оснащены ECU, программное обеспечение которых модернизировать невозможно (оно просто недоступно для чтения и, следовательно, для перезаписи). Если чип-тюнинг возможен, поинтересуйтесь, насколько он на вашем автомобиле будет эффективен. Это необходимо прежде всего для того, чтобы усилия не пропали зря, ведь некоторые двигатели не имеют заметной прибавки мощности и крутящего момента после изменения программы. Кроме того, нелишним будет провести полную диагностику всех систем двигателя, дабы исключить влияние неисправностей на конечный результат.

Автомобили, подвергаемые чип-тюнингу, делятся на две группы: с атмосферными двигателями и с турбодвигателями (бензиновыми и дизельными). Наибольший эффект достигается на турбодвигателях – прирост мощности может составить около 30%.

На атмосферных двигателях прирост может составить 10-13% от базовой мощности двигателя. Хороший чип-тюнинг не только прибавляет мощности, но и заставляет АКПП работать по-другому, делает ее более спортивной и "послушной". Работу АКПП без электронного блока управления также можно изменить посредством перестройки программы управления двигателем.

Тюнинг можно условно разделить на три уровня. Первый – легкий. Снимаем с автомобиля контроллер, на программаторе записываем в него новую программу.

Второй уровень – углубленный. Кроме замены микросхемы, устанавливают распредвал с измененными фазами и большим радиусом кулачка.

Третий уровень – глубокий. В двигателе меняют коленвал, поршни, шатуны, дорабатывают головку блока.

Как влияет такая доработка на ресурс двигателя?
Чип-тюнинг – не просто увеличение мощности и крутящего момента, а, как мы уже говорили, повышение КПД, достигаемое за счет снижения внутренних потерь, которые и вызывают износ движущихся частей двигателя. Однако надо учитывать, что после чип-тюнинга мотор становится более требовательным к качеству топлива и исправности всех компонентов топливной системы. Особенно это относится к турбированным и турбодизельным двигателям. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто решил "чиповать" свой автомобиль, привести его в порядок и своевременно производить весь комплекс работ по обслуживанию, рекомендованный производителем.

Что можно предложить владельцам автомобилей с карбюраторным двигателем без блока управления?
Для таких машин выпускаются специальные блоки управления зажиганием, характеристики которых программируются с компьютера. Это дает практически те же результаты, что и при "чиповании" инжекторных двигателей.

Насколько возрастет расход топлива после чип-тюнинга?
Расход обычно возрастает сразу после "чипования" и остается таким около недели. Затем падает до прежнего, а в большинстве случаев – и меньшего уровня. Объясняется этот феномен просто. Сразу после доработки владелец начинает испытывать машину, "гоняя" ее в жестком режиме. Затем незаметно для себя возвращается к привычному стилю езды. А расход определяется возросшим КПД: для тех же условий движения ему хватает меньшего количества топлива, то есть двигателю попросту легче "крутиться".

Каковы последствия?
Расход топлива в каких-то случаях возрастает, в каких-то – даже снижается (правда, иногда после чип-тюнинга для достижения максимального эффекта рекомендуется переход с бензина АИ-95 на АИ-98).

Реальный ресурс двигателя снижается на такую незначительную величину, что это даже не стоит брать в расчет (скажем, с 900 до 800 тысяч км).

Категория: Двигатель | Добавил: Крош (28.04.2008) | Автор: Крош
Просмотров: 1461 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2 Airat  
0
Всё доходчиво написано,и главное что предупреждают о возможный последствиях.Значит придется следить за машиной как за детём.И я не знал про уровни тюнинга.Сайт сделан честным человеком.

1 Крош  
0
кинь в личку админу. вот ссылка на него smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz