Легкосплавные колесные диски автомобилей в зависимости от технологии изготовления подразделяются на литые, кованые и составные. Они имеют целый ряд преимуществ перед штампованными стальными колесами, главное из которых - снижение массы диска и улучшеный внешний вид колеса. Кроме того, легкосплавные колеса, в большинстве своем, более долговечны и коррозиустойчивы. Основным материалом для изготовления литых дисков являются алюминиевые сплавы. Обычно это легированные сплавы алюминия с кремнием. Такой состав, помимо высокой удельной прочности, позволяет снизить массу колеса на 15 - 30% по сравнению со штампованным стальным диском. Кроме того, лучшая теплопроводность алюминиевых сплавов способствует лучшему отводу тепла от нагретых тормозных механизмов, а прочная оксидная пленка на поверхности колеса способствует долговечности диска. В автоспорте, в частности в Формуле 1, применяются диски из магниевых и титановых сплавов, однако стоимость материалов и производства, а также низкая коррозионная устойчивость дисков из магниевых сплавов не позволила найти применение таким колесным автомобильным дискам в массовом производстве. Литые диски изготовливаются методом горячего литья под давлением. Эта технология характеризуется высоким коэффициентом использования материала, что играет немаловажную роль в формировании себестоимости колеса. Кроме того, технология литья открывает безграничные просторы для дизайна колесных дисков. Кованые диски изготавливаются методом ковки, или горячей объемной штамповки. Характеризуются большим количеством отходов производства, меньшей массой и более скромным дизайном по сравнению с литыми колесными дисками. При этом кованые колесные диски более прочные и долговечные, менее подвержены коррозии. Однако, из-за высокой себестоимости производства, кованые колеса нашли широкое применение только в автоспорте. Составные колесные диски объединяют достоинства литых и кованых дисков. Собираются посредством крепежных болтов из двух или трех частей, изготовленных по разным технологиям. Это позволяет значительно снизить удельный вес колесного диска при сохранении прочности и эксплуатационных характеристик.
|